Пометку «NB!» сегодня мы ставим в книге «Источники по этнографии Западной Сибири» на страницах глав «Сев. Сосьва. 1931 г. Реальные записи» и «Конда, Юконда, Тап, Сев. Сосьва. 1933— 1934 гг. Дневник».

Что мы понимаем под словом «таган»?

ТАГА́Н, тагана, муж. (тюрк.). Железный обруч на ножках, служащий подставкой для котла, чугуна или иной посуды при приготовлении пищи прямо на огне. Треножник, козлы, к которым привешивается котел. «На тагане котел висит.» А.Кольцов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Незамысловатое приспособление с единственной задачей фиксации посуды для водного способа термической обработки пищи. Яковлев Я.А. На столе и вокруг него. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – С. 15.

В летнем жилище, которое на мансийском языке называлось "котли арасинг кол", т. е. «серединного очага дом», таган устанавливался над четырехугольным очагом из срубленных в лапу бревен и обмазанных сверху и изнутри глиной. Таган подвешивали на жердь, установленную на две продольные потолочные балки.
На кострище "рат-хар, которое сооружали на открытом воздухе рядом с жилой избушкой, внутри невысокого четырехугольного сруба с входным проемом вертикально ставили таган в виде двух сошек с несколькими развилками-крючками и перекладиной. Благодаря им, котел можно повесить повыше или пониже над огнем, переставляя перекладину-таган в верхнюю или в нижнюю развилку.
Длину пути по реке ханты и манси измеряют по плесам, пескам и чаепитиям. В дороге для того, чтобы вскипятить чай, костер разводят на песках-намывах на поворотах реки. Чтобы подвесить котелок над огнем, прилаживают наклонно палку-таган. Один его конец заглубляют в песок, подложив под него перпендикулярно небольшую чурку. Заметки В.Н. Чернецова

Менкв-я-пауль; у них опарищ — Менкв. В старое время менквы пришли в поселок и там жили. Менкв имеет вид ели (хонт), поэтому из ели нельзя делать таганы, и ель считается деревом менква. Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 151.

Таган пот йив нельзя оставлять на сошках, так как будет «кипеть» и болеть голова. Разведя в дороге огонь, уходя, надо оставить немного дров. «Иначе души, идущие по пути в Хаманёл, не найдут себе дров и будут плакать». Таган нельзя втыкать вертикально в землю, так как он запросит слишком много есть, и человек, воткнувший его, будет голодать. Ал. Анемгуров, Виссум-сунт, 29. 09.1931 Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 155.

Ночевали в хорошем балагане. Ночь была дождливая, но теплая. Когда вскипятили чаи, то забыли выдернуть таган. Одна из женщин заметила: «Таган-то выдернуть забыли», — парень сейчас же вскочил и выдернул его: «Старая вера такая. Надо делать». Юконда. 10.10.1933. Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 167.

Выдергивание тагана имеет, несомненно, магический смысл. Таган, на котором варится пища, приобретает магическую связь с самим человеком, а оттого и дальнейшая судьба тагана отражается на человеке. Таган калится на огне — у человека, воткнувшего его, начинает болеть голова. Поставленный торчмя, он «начинает просить есть», т. е. человек никогда не будет в достатке и т. д. Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 171.

Русско-мансийский словарь:

Жерди тагана—симскула, таган—пот ийв,
крючок тагана—пот вангреп, Рогатина для тагана—пот сах.