С июля 1931 по февраль 1932 года В.Н. Чернецов жил среди манси Сев. Сосьвы. О предках фратрий («братств») обских угров: Мось (Мощ) и Пор он записал сохранившуюся в устной традиции легенду: «Люди (вогулы) делятся на две группы: Пор махум и Мощ махум. Между ними нет никакой разницы. Когда людей было еще немного стали они варить мясо в двух котлах. Одни не дождались, пока мясо сварится, съели его полусырым с кровью. Другие дождались, пока мясо как следует уварится. Нуми Тором сказал: «Пусть те, кто съел мясо полусырым, будут Пор махум, а те, кто дождался — Мощ махум» Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск, 1987. - С. 154). И далее: «Пор махум могут есть сырое мясо (там же, с. 159).
Не это ли первые истоки пищевого табуирования?
Ограничения и запреты в отношении приготовления и употребления тех или иных продуктов, пережив шаманизм, христианство, воинствующий атеизм продолжают регламентировать рацион коренных жителей Югры и в наши дни. Пищевых запретов у хантов и манси немало. Поставим знак NB! на следующих страницах книги:
Медвежье же мясо не солится совершенно. Сев. Сосьва, 1926-1927. Источники по этнографии Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 23.
Пока пели песнь, Яков Петиков (другой охотник был Павел Петнков) стал варить атынг-атынг — кашу из муки с сахаром, но без соли. Соль на медвежьем празднике не употребляется. Сев. Сосьва, Обь, 1936-1937. Источники по этнографии Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С.237.
Мясо медведя варится вместе с мясом оленя. При этом из котла для мужчин могут есть не все мужчины; у меня спросили, нет ли кого у меня недавно умерших. Сахэди есть из того котла не мог, так как у него зимой умерла жена и еще не похоронена. Ямал, 1928-1929. Источники по этнографии Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С.84-85.
М. Секова (Ханглассам-пауль), сев есть мясо у Веснина, вдруг спросила: «Это какое мясо, не звериное?». Мясо оказалось коровье. Она пояснила, что лосиное мясо может есть не всегда, в определенные периоды (менструация) женщинам его есть нельзя. Сев. Сосьва, 1935-1936. Источники по этнографии Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 202.