Первая тема, которой мы открываем проект: НОЖ и запреты с ним связанные. Знак « NB!» мы ставим на следующих страницах книги «Источники по этнографии Западной Сибири»:

Рисунок В.Н. Чернецова. Ножи ненцев и манси //Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск, Изд-во Том. ун-та, 1987. С. 125.

В Нижнем Пелхлате первый раз увидел, что у вогула нож не привязан к ноге, а висит на двух цепочках по-самоедски. Выше этого места такой привязки не встречал. В Сома-пауль ханты носят нож, привязывая ножны к ноге, но, выезжая на неводьбу, привязывают сипаль пор кволи к поясу. Северная Сосьва. 1926-1927 гг. //Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск, Изд-во Том. ун-та, 1987. – С.33.

Нож никогда не передают, обратив острием вперед. Передающий или держит его за лезвие и подает рукояткой вперед, или, держа за рукоятку, передает нож, направив острие в сторону. Северная Сосьва. 1933-1934 гг. //Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск, Изд-во Том. ун-та, 1987. – С.193.

Медвежье мясо надо есть, непременно отрезая кусочки его ножом, но ни в коем случае не откусывая их зубами. Лозьва. 1925 г. // Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск, Изд-во Том. ун-та, 1987. – C. 23.

Когда Вася стал стукать трубчатые оленьи кости одну о другую, жена Пирчи сказала, чтобы он не стучал, так как у живого оленя сломается нога. Точно так же она сказала, чтобы мы не резали костный жир острием ножа. Надо его резать обухом. 20.11.28. Ямал. 1928-1929// Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск, Изд-во Том. ун-та, 1987. – С.127.

Началась трапеза. Первый кусок шаман давал с острия ножа и кричал при этом «корх», как ворон. После еды руки и губы вытирают осси, которую зажигают, счищают огнем руки и полость pтa. Северная Сосьва. 1936-1937. Медвежий праздник в Сури-пауль // Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск, Изд-во Том. ун-та, 1987. – С.237.