Для В.Н. Чернецова, у которого в экспедициях был свой Джонсон, охота – и способ добычи пропитания, и научный интерес. Глубина знаний охотничьих традиций обских угров продемонстрирована в статье «Быт хантов и манси по рисункам XIX века», где он описывал «сибирские шторы, писанные по миткалю Н. Шухова», приобретенные Музеем этнографии АН СССР в 1939 году.

Знак «NB!» Мы ставим на следующих страницах книги «Источники по этнографии Западной Сибири»:

В Ильпи-пауле вогул перед отправлением на охоту окурил дымом гриба-трутовика сое свои вещи (лыжи, миску и пр.). Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С.35.

…птиц нельзя убивать лишь в тех паулях, где они являются тотемом. Щуку и налима нельзя женщинам резать там, где они тотем. Бесполезных тотемов (чайка, ястреб) избегают убивать где бы то ни было. Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 35.

Ружьем, которым убит человек, вогул не может уже охотиться и старается его сбыть с рук как это сделал Аськпай пыг, променявший мне ружье без всяких разговоров несмотря на то, что у меня не было медных патронов и ружье очень крупного калибра. (Няксимволь). Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С.42.

Чум Хадовы Окотэтто. Если при отправлении на промысел передовой олень чихнет, то будет неудача, лучше вернуться. Если при погоне за медведем передовой чихнет, значит медведь впереди. Если молчит, значит медведь остался сзади. Если передовой чихает перед поездкой на священное место, то ехать нельзя, и это предвещает несчастье… Олень чихает при переправе через реку, перед тем как войти в воду. Надо завернуть оленей обратно и попытаться проехать в другом месте. Олень чихает при поисках чума в тумане или в буран (и т. п.)— это означает, что чум впереди, если молчит, то чум остался сзади. Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 121.

…когда мы выехали на гладкий лед, то наткнулись на свежий след медведя. Что делать? Наташе (антрополог Наталья Котовщикова – начальник экспедиции) пересекать его нельзя. Сахэди нашелся: взяв лопату, он счистил снег со льда, уничтожив таким образом след. Наташа прошла в эти «ворота», а дальше уже опять села на нарту. Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 78

Человек может убить пришедшего к нему оборотня, будь он в образе животного или куль, лишь зарядив ружье медной пулей. Если услышишь, что пришел куль, шуршит и свистит, надо заложить медную пулю и выстрелить из-под левой руки. Пуля сама уже найдет. Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 158

Лося на Сосьве почитают в сильнейшей степени, нежели на Ляпине. На Сосьве в большой степени соблюдается табуация на языке, женщины не пересекают свежего лосиного следа, нельзя щупать след палкой или вообще заостренным предметом. Идя на охоту на лося, медведя, оленя нельзя говорить об этих зверях, нельзя хвалиться и говорить о сборах на охоту на этого зверя. Зверь может услышать. Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 196-197.

Шаманы во время камлания не употребляют для самопрокалывания кедровых или сосновых стрел, так как они могут причинить смерть. Употребляются березовые стрелы. Наоборот, для охоты лучшими являются именно сосновые и кедровые стрелы. Источники по этнографии Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 197.