В традиционной семье очень четко просматривается распределение пространства между мужчиной и женщиной. Правила поведения предписывали обязательное соблюдение оппозиций: почетный – менее почетный, священный – не священный, верх – низ, во двое – дома и т.д. Некоторые нормы общения и распределение полов, запреты и особенности поведения, связанные с тем или иным предметом одежды, В.Н. Чернецов зафиксировал в своих дневниках на Лозьве и Сев. Сосьве. Знак NB! Ставим на следующих страницах книги:

В норкол (бревенчатая зимняя юрта) женщине запрещается вешать какие-либо вещи выше приблизительно одного аршина, а также влезать на крышу, тогда как мужчине разрешается как последнее, так и первое. В ёрнкол (конусообразный берестяной или кожаный чум) она должна класть вещи на пол, а сушить снаружи. Мужчине, в свою очередь, нельзя сушить чулки и порты, а также и нярки. Лозьва, 1925. Источники по этнографии Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 22.

Когда Анемгуров подарил мне няры, женщины сказали, что нельзя отдавать с завязками. Поэтому мне дали другие шнурки, которые и были вдернуты в няры. Одежду нельзя ни дарить, ни продавать со шнурками, завязками и проч. Отдавая няры, выдергивают шнурки, у ягушки отрезают завязки, у малицы или гуся выдергивают вздержку. 25.12. 1933, Вор-я-пауль. Источники по этнографии Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 188.

При возвращении домой, если в отсутствие умер кто-либо из домашних, у вошедшего мужчины расплетают косы, развязывают пояс. Если у него нет пояса и он стрижен, покрывают платком на левую сторону. В продолжение траура, в течение 5 дней (по мужчине) и 4 дня (по женщине), не заплетают кос, не опоясываются. Затем 50 и 40 дней концы кос не завязывают вместе, платок носят на левую сторону. При усердии держат траур 5 и 4 месяца, если кто не снимет к концу этого срока, то носит 5 и 4 (лет). Во время траура нельзя петь, танцевать, играть. Во время игры медведя человек, носящий траур, перед входом в дом кладет на голову кольцо из травы. Когда он войдет поклониться зверю, кто-либо из присутствующих снимает кольцо с его головы. После этого он может играть и петь. Яных-пауль, Сампильталов. Сев. Сосьва, 1936-1937. Источники по этнографии Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 206-207.