Символ
Образ Женщины олицетворяет собой загадку мироздания, она несёт в себе сокровенные секреты рождения и смерти. Платок или плат – символ женственности и скромности, олицетворение благочестивой жизни женщины. Еще В.Ф. Зуев, посетивший Югру в составе экспедиции венгерского исследователя П. Палласа в XVIII веке, писал, что женщины «обыкновенно все носили на голове покрывало, по-ихнему вохшам, которые никогда ни у бабы, ни у девки с головы не сходили». Покрывание головы у женщин было обязательным, это устойчивая этническая традиция. Именно платок считается символической защитой женщины для сохранения её духовной целостности.
Платок являлся символом, «знаком» замужней женщины – во время обряда сватовства жених надевал его на невесту, в дальнейшем она закрывала им свое лицо от отца мужа и его старших братьев.
Материал, техника: фотопечать
Размер: 20*15 см
В традиционной жизни обских угров взаимоотношения между мужчиной и женщиной в семье были четко определены. Один из обычаев, сохранившихся до наших дней – соблюдение обычая избегания. Этикет предписывает женщине закрывать лицо в присутствии мужчин-родственников по линии мужа, что легко сделать, используя платок. Женщины в присутствии таких родственников натягивали на лицо головной платок, поворачивались к ним боком или спиной, молчали или разговаривали тихо. Мужчины при входе в жилище, где находилась избегающая его женщина, предупреждал о своем появлении покашливанием. Он как бы не замечал ее присутствия и не смотрел в ее сторону даже при непосредственном обращении.
Дата создания: 17.01.2000
Материал, техника: фотобумага; фотопечать
Размер: 10*15
Соблюдение обряда избегания, сделало наиболее распространённым способом ношения платка – накидывание его на голову. Платок складывали по горизонтали либо по диагонали так, что нижняя часть была больше верхней. В случае необходимости платок можно было легко натянуть на лицо, взявшись рукой за края платка по обе стороны лица. Согласно данным фольклора, в прошлом лицо закрывали бахромой платка.
Фото: С.А. Ремизов, 2019
Этнографом-исследователем Е.Г. Фёдоровой зафиксированы случаи, когда, натянув платок, его прикусывали губами, почти скрывая лицо.
Фото: С.А. Ремизов, 2019
О том, что платок – неотъемлемый «знак» женщины, есть немало свидетельств в фольклоре. А. Головнев в своей монографии «Говорящие культуры; традиции самодийцев и угров (Екатеринбург, 1995, с. 286) приводит миф о превращении дочери медведицы в настоящую женщину: «Обнаружив в берлоге девушку, герой, по совету отца, повязал на шест свой шейный платок, шест внутрь сунул, молвил: Мне богом назначенный человек, хватайся. Она ухватилась. Ухватилась, наружу ее вытащили. Голова и руки как ее показались, платок на ее голову опустился».
Платок присутствует во многих важных ритуалах. Самой древней формой ритуально-обрядовой сферы выступает танец.
Фото: Э.П. Сургутскова, 2019
Плавные мягкие движения тела, рук, повороты корпуса символизируют цикличность жизни, подражание обитателям природы – взмахи крыльев птиц, ветвей деревьев. Через танец символически преобразуется пространство, достигается гармония внутреннего состояния и воздействие на внешние процессы, считает этнограф Т.В. Волдина. В атрибутике танца всегда присутствует платок, скрывающий волосы, лицо, руки женщины. В платок вкладывается особая смысловая нагрузка, поскольку голова и сердце рассматривается в обско-угорских культурах как важнейшие жизненные органы живых существ. Женский танец, выполняемый исполнительницей с почти полностью закрытой фигурой расправленным платком, интерпретируется с обрядом избегания и нахождения танцующей в сакральном пространстве.
Платок является неотъемлемой частью ритуальной одежды на Медвежьих игрищах. Платки используются как в женских, так и в мужских танцах, ими закрывали лицо. В народе бытует поверье, что закрывать своё лицо на медвежьих игрищах необходимо, чтобы возродившийся зверь при встрече не узнал человека и не отомстил ему. Платки участников медвежьего праздника и духов-покровителей представляли собой большие платки фабричного производства.
Платок обязательно составляет облачение духа-покровителя женского пола. О связи с посылающей человеческие души и дающей жизнь – Богиней Калтась, говорит обычай обязательного танца присутствующих женщин в ее честь на медвежьих игрищах. В момент исполнения ее священной песни на голову Богини накидывают платок с четырьмя бубенчиками по краям. Этот платок впоследствии становится оберегом для танцевавшей Богини.
Дата создания: 1993
Материал, техника: фотобумага; фотопечать
Перед началом танца Богини Калтащ присутствующие на медвежьих игрищах женщины набрасывают на исполнителя платки. Считалось, что платок, продержавшийся на голове исполнителя все время, пока он танцует танец, приносит удачу в семейной жизни.
Дата создания: 1993
Материал, техника: фотобумага; фотопечать
Размер: 23,5*16 си
Дата создания: 1993
Материал, техника: фотобумага; фотопечать
Размер: 23,5*16 см
Сакральная и функциональная защитная роль отводится платку при накрывании люльки и ребенка в ней. В семье всегда внимательно следили, чтобы пустая люлька не оставалась непокрытой: считалось, что в неё может забраться злой дух, который напугает ребёнка.
Этнос: ханты северные
Дата создания: 1968
Материал, техника: береста; капрон; нить сухожильная; черёмуха (прут); сшивание; выстругивание; выскабливание; ручное производство
Размер: высота 41 см, длина 42 см, ширина 31 см
В родовом обряде мать с ребёнком, возвращаясь в общий дом, проходит ещё одну церемонию: ребёнка в люльке, накрытого красным платком, берёт женщина алтум сянь – «мать по несению». Она одаривается этим платком впоследствии.
Оберегая от зла, у северных ханты платок младенцу обязательно надевали до полного зарастания темечка. Неслучайно в экспозиции выставки находится колыбель, накрытая платком.
Фото: Е.В. Спиридонова, 2019