Символ

Образ Женщины олицетворяет собой загадку мироздания, она несёт в себе сокровенные секреты рождения и смерти. Платок или плат – символ женственности и скромности, олицетворение благочестивой жизни женщины. Еще В.Ф. Зуев, посетивший Югру в составе экспедиции венгерского исследователя П. Палласа в XVIII веке, писал, что женщины «обыкновенно все носили на голове покрывало, по-ихнему вохшам, которые никогда ни у бабы, ни у девки с головы не сходили». Покрывание головы у женщин было обязательным, это устойчивая этническая традиция. Именно платок считается символической защитой женщины для сохранения её духовной целостности.

Платок являлся символом, «знаком» замужней женщины – во время обряда сватовства жених надевал его на невесту, в дальнейшем она закрывала им свое лицо от отца мужа и его старших братьев.

Наименование, название: Фотография цветная. Хантыйская свадьба
Автор: Егоров М.
Материал, техника: фотопечать
Размер: 20*15 см
Рисунок 58. ХМЭМ-788/23

В традиционной жизни обских угров взаимоотношения между мужчиной и женщиной в семье были четко определены. Один из обычаев, сохранившихся до наших дней – соблюдение обычая избегания. Этикет предписывает женщине закрывать лицо в присутствии мужчин-родственников по линии мужа, что легко сделать, используя платок. Женщины в присутствии таких родственников натягивали на лицо головной платок, поворачивались к ним боком или спиной, молчали или разговаривали тихо. Мужчины при входе в жилище, где находилась избегающая его женщина, предупреждал о своем появлении покашливанием. Он как бы не замечал ее присутствия и не смотрел в ее сторону даже при непосредственном обращении.

Избегающая женщина
Рисунок 59
Наименование, название: Фотография цветная. Ивдельские манси. Справа избегающая женщина
Автор: Хромова Анфиса Михайловна
Дата создания: 17.01.2000
Материал, техника: фотобумага; фотопечать
Размер: 10*15
Рисунок 60. ХМЭМ-790/47

Соблюдение обряда избегания, сделало наиболее распространённым способом ношения платка – накидывание его на голову. Платок складывали по горизонтали либо по диагонали так, что нижняя часть была больше верхней. В случае необходимости платок можно было легко натянуть на лицо, взявшись рукой за края платка по обе стороны лица. Согласно данным фольклора, в прошлом лицо закрывали бахромой платка.

Ношение платка «избегающей» женщиной
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
Фото: С.А. Ремизов, 2019
Рисунок 61

Этнографом-исследователем Е.Г. Фёдоровой зафиксированы случаи, когда, натянув платок, его прикусывали губами, почти скрывая лицо.

Способ удержания платка при соблюдении обряда избегания
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
Фото: С.А. Ремизов, 2019
Рисунок 62

О том, что платок – неотъемлемый «знак» женщины, есть немало свидетельств в фольклоре. А. Головнев в своей монографии «Говорящие культуры; традиции самодийцев и угров (Екатеринбург, 1995, с. 286) приводит миф о превращении дочери медведицы в настоящую женщину: «Обнаружив в берлоге девушку, герой, по совету отца, повязал на шест свой шейный платок, шест внутрь сунул, молвил:  Мне богом назначенный человек, хватайся. Она ухватилась. Ухватилась, наружу ее вытащили. Голова и руки как ее показались, платок на ее голову опустился».

Платок присутствует во многих важных ритуалах. Самой древней формой ритуально-обрядовой сферы выступает танец.

Танец «Куренька» на открытии выставки «Платок: Одежда. Символ. Приношение»
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
Фото: Э.П. Сургутскова, 2019
Рисунок 63

Плавные мягкие движения тела, рук, повороты корпуса символизируют цикличность жизни, подражание обитателям природы – взмахи крыльев птиц, ветвей деревьев. Через танец символически преобразуется пространство, достигается гармония внутреннего состояния и воздействие на внешние процессы, считает этнограф Т.В. Волдина. В атрибутике танца всегда присутствует платок, скрывающий волосы, лицо, руки женщины. В платок вкладывается особая смысловая нагрузка, поскольку голова и сердце рассматривается в обско-угорских культурах как важнейшие жизненные органы живых существ. Женский танец, выполняемый исполнительницей с почти полностью закрытой фигурой расправленным платком, интерпретируется с обрядом избегания и нахождения танцующей в сакральном пространстве.

Женский танец на традиционном празднике обских угров «Вороний день»
Рисунок 64
Танец с платком на традиционном празднике обских угров «Вороний день»
Рисунок 65

Платок является неотъемлемой частью ритуальной одежды на Медвежьих игрищах. Платки используются как в женских, так и в мужских танцах, ими закрывали лицо. В народе бытует поверье, что закрывать своё лицо на медвежьих игрищах необходимо, чтобы возродившийся зверь при встрече не узнал человека и не отомстил ему. Платки участников медвежьего праздника и духов-покровителей представляли собой большие платки фабричного производства.

Исполнители репертуара медвежьих игрищ, с. Казым, 2015
Рисунок 66
Исполнители репертуара медвежьих игрищ, с. Казым, 2015
Рисунок 67
Исполнители репертуара медвежьих игрищ, с. Казым, 2015
Рисунок 68

Платок обязательно составляет облачение духа-покровителя женского пола. О связи с посылающей человеческие души и дающей жизнь – Богиней Калтась, говорит обычай обязательного танца присутствующих женщин в ее честь на медвежьих игрищах. В момент исполнения ее священной песни на голову Богини накидывают платок с четырьмя бубенчиками по краям. Этот платок впоследствии становится оберегом для танцевавшей Богини.

Наименование, название: Фотография чёрно-белая. Медвежьи игрища в музее «Торум Маа». Танец пятерых женщин из Белоярского района
Автор: Пашук Анатолий Григорьевич
Дата создания: 1993
Материал, техника: фотобумага; фотопечать
Рисунок 69. ХМЭМ-255/2

Перед началом танца Богини Калтащ присутствующие на медвежьих игрищах женщины набрасывают на исполнителя платки. Считалось, что платок, продержавшийся на голове исполнителя все время, пока он танцует танец, приносит удачу в семейной жизни.

Наименование, название: Фотография чёрно-белая. Медвежьи игрища в музее «Торум Маа». Танец трёх мужчин в платках с закрытыми лицами
Автор: Пашук Анатолий Григорьевич
Дата создания: 1993
Материал, техника: фотобумага; фотопечать
Размер: 23,5*16 си
Рисунок 70. ХМЭМ-255/10
Наименование, название: Фотография чёрно-белая. Медвежьи игрища в музее «Торум Маа». Сценка в исполнении трех мужчин в платках
Автор: Пашук Анатолий Григорьевич
Дата создания: 1993
Материал, техника: фотобумага; фотопечать
Размер: 23,5*16 см
Рисунок 71. ХМЭМ-255/17

Сакральная и функциональная защитная роль отводится платку при накрывании люльки и ребенка в ней. В семье всегда внимательно следили, чтобы пустая люлька не оставалась непокрытой: считалось, что в неё может забраться злой дух, который напугает ребёнка.

Наименование, название: Колыбель дневная
Местное название: Хатлэвн онтуп
Автор: Молданова Анна Тимофеевна
Этнос: ханты северные
Дата создания: 1968
Материал, техника: береста; капрон; нить сухожильная; черёмуха (прут); сшивание; выстругивание; выскабливание; ручное производство
Размер: высота 41 см, длина 42 см, ширина 31 см
Рисунок 72. ХМЭМ-229

В родовом обряде мать с ребёнком, возвращаясь в общий дом, проходит ещё одну церемонию: ребёнка в люльке, накрытого красным платком, берёт женщина алтум сянь – «мать по несению». Она одаривается этим платком впоследствии.

Оберегая от зла, у северных ханты платок младенцу обязательно надевали до полного зарастания темечка. Неслучайно в экспозиции выставки находится колыбель, накрытая платком.

Платок на колыбели
на выставке «Платок: Одежда. Символ. Приношение»
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
Фото: Е.В. Спиридонова, 2019
Рисунок 73