Приношение
Обрядово-ритуальные платки совместно с лоскутами ткани (арсынами) – одно из самых желательных жертв-приношений духам-покровителям. К числу наиболее ранних упоминаний о платках на вогульских святилищах относятся опубликованные С.В. Бахрушиным сведения письменных источников (XVII-XVIII вв.) о священных «идоложертвенных» деревьях «вогуличей и приобских остяков», «на ветвях которых вешались серебро и злато и шелк и ширинки». В прошлом повсеместно было распространено подношение платков изображению духа-покровителя семьи по разным случаям, например, после рождения ребенка, чтобы обеспечить ему здоровье и благополучие.
Приносимые в дар платки, как правило, новые, покупные, изредка самошитые из хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных тканей разных цветов. Преобладающими приношениями были платки из хлопчатобумажных тканей, но из шелка более ценны. Их дарят независимо от пола духам-покровителям как женского, так и мужского пола. При этом в уголок платка или несколько завязывают монеты или кольца. Особый статус платку придавало украшение края платка. Для духа-покровителя женского пола платки украшались бахромой, к краям прикреплялись подвески из низок бисера или колец с большими металлическими пуговицами или колокольчиками на концах. Если платок дан в дар духу, то он приобретает сакральное значение.
Этнос: манси
Место создания: неизвестно
Дата создания: вторая половина XIX в.
Материал, техника: ткань (х/б); нить х/б; металл; шитье ручное; ручное производство
Размер: длина 36,5 см, ширина 36,5 см
В экспозиции выставки на фоне священного лабаза представлено два жертвенных платка XIX века, подаренных 30 октября 2017 года Аркадием Викторовичем Бауло, доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником ФГБУН «Институт археологии и этнографии» Сибирского отделения РАН, (г. Новосибирск) в фонд нашего музея во время проведения мероприятий, посвященных празднованию 30-летняя музея.
Фото: Е.В. Спиридонова, 2019
Это культовые предметы, связанные с почитанием Калтась-эквы – Верховной богини-матери, жены Нуми-Торума. Она незримо присутствует при первом вздохе появившегося ребенка, дает новорожденному душу, отмеряет человеку срок его предстоящей жизни. Жертвоприношения Великой богине человек осуществляет на протяжении всей своей жизни. Лучшим подарком Калтась-Экве считается новый платок с традиционной вышивкой, но чаще дарят фабричные платки.
Этнос: манси
Место создания: неизвестно
Дата создания: вторая половина XIX в/
Материал, техника: ткань (х/б); нить х/б; металл; шитье ручное; ручное производство
Размер: длина 36,5 см, ширина 36,5 см
Платок датируется второй половиной XIX века, является подношением богине Калтащ-экве по случаю рождения в семье девочки. Кисти обозначают седые волосы богини.
Этнос: манси
Дата создания: вторая половина XIX в.
Материал, техника: шелк; ситец; нить х/б; нить (золотная); шитье ручное; вышивание; ручное производство
Размер: длина 93 см, ширина 85 см
Изображение богини и приношения ей хранили либо в отдельном сундуке, либо в других вместилищах, где хранятся домашние святыни.
Этнос: ханты юганские
Дата создания: 2001
Материал, техника: кедр (корень); черёмуха (прут); ровдуга; обработка; плетение; ручное производство
Размер: длина 21,5 см, ширина 15 см, высота 12,5 см
«В традиционном мировоззрении обских угров мир делится на видимый и не видимый. Грань между ними проходит через огонь в очаге. Очаг мыслится своего рода мистической душой всего жилища»[1]. В фольклоре обских угров огонь предстает в образе женщины в красном платке или халате. Почитание огня Най-Ангки в культуре северных народов – явление очень устойчивое. За непочтительное отношение к себе огонь может наказать пожаром. Для задабривания ему приносили жертвы, причём очень часто.
Почитание домашнего огня (очага) у печи – это прерогатива женщины – хранительницы очага. Возле огня или перед открытой дверцей печи (дома) обязательно ставят тарелки с едой, рюмки со спиртным. После прочтения молитвы огню приносят жертву в виде красной ткани или красного платка.
Материал, техника: ткань (шерстяная), ткачество, фабричное производство
Размер: длина 82 см, ширина 82 см
Формы пожертвования красной ткани огню разнообразны. Ткань наматывают в виде куклы на палку либо просто из ткани или платка делают куклу, затем кладут в огонь, где она сгорает. На Казыме огонь накрывали тканью полностью, на территории проживания березовских ханты ткань наматывали на концы двух палок так, чтобы закрыть огонь полностью. Среднеобские ханты ткань кладут в огонь с завязанными на концах монетами, после ткани отдельно жертвуют огню бумажные деньги. Лучшим подарком считалось миниатюрное платье красного цвета – любимая одежда Най-Ангки.
Фото: Е.В. Спиридонова, 2019
Магические функции жертвенных платков нашли отражение в погребальных обрядах.
Ими разграничивали пространство в помещении, где проводился медвежий праздник, развешивая их на перекладинах. Платком покрывают голову медведицы, жертвенную шкуру лошади.
Платками ограждали пространство, называемое Пассан омасты вер – своеобразное рабочее место, где готовились ритуальные покрывала для будущего обряда. За границы платков никто кроме мастерицы не имел право входить.
Женщины собирались на женские священные места – берёзовые рощицы, где на деревья вешали разноцветные лоскутки (остатки от шитья). Здесь кровавые жертвы не приносили, готовую пищу брали из дома. На костре кипятили чай. Женщины собирались (иногда семьями) по разным семейным обстоятельствам. Угощали духов, пили и ели, проводили обряды со специальной куклой из ткани, обращались с просьбами к духу. Жертвенные платки на поселковых святилищах развешивают на ветвях деревьев, обматывают ими стволы. В домашних священных лабазах вешают на перекладины, складывают в сундуки». (2)
Платок как приношение, как подарок используется во многих ритуально-обрядовых мероприятиях.
Во время проведения весеннего праздника прилета вороны в каждой деревне обряды имели некоторые особенности, но в качестве подарка вороне цветастый или светлого цвета платок вывешивали на дерево в Октябрьском районе д. Моим, в Белоярском районе, приговаривая, что ворона-женщина, прилетит, обрадуется. (9)
При сватовстве жених, обязательно должен подарить родственникам невестки платки, с умыслом «Чтобы было чем прикрыть лицо». Невесту во время свадебного обряда накрывали двумя платками, если живы оба родителя, одним, если нет отца или матери. Платком или красным сукном повязывался свадебный посох и березовый крюк в обряде погони за свадебным поездом. Примечательно, что название посоха (сох юх - шкурки дерево) наполовину перекликается с наименованием одной из душ человека, той, что находится в волосах (ох сох – головы шкурке). При удачном сватовстве со 'шкурки дерева' (головы посоха) платок передается на 'шкурку головы' (голову невесты).
А. Головнев утверждал, что саму свадьбу можно назвать праздником платка. Пиршество в доме невесты именуется ох пори - 'головы праздник' или 'голова свадьбы'. Следующее за ним торжество в доме жениха – курнат пори - 'ног праздник' или 'ноги свадьбы'. Платок вручается невесте уже входе сватовства и служит знаком нареченности: просватав малолетнюю невесту, родители жениха присылают родителям невесты платок, чтобы они не смогли отдать девочку в жены другому.
В восточно-хантыйской культуре платок с коробкой дарится Богине Пугос на Малом Югане посылающей женщинам детей, красивый платок – приношение богине-покровительнице родов Сянь (Калтащ ими) у северных ханты, красный платок – Калтащ-эква у манси. (10) Платком одаривалась и повитуха.
[1] Сподина В.И. Отражение космогонических представлений обских угров, 2012