Способы ношения платка

Манера обско-угорских женщин носить головной платок уникальна, никто в Сибири так его не носит. Один из наиболее древних способов – ношение платка как покрывала с распущенными по плечам и спине и не завязанными концами. Еще М.А. Кастрен (1813-1852), российский филолог финского происхождения, исследователь финно-угорских и самодийских языков, финского и саамского фольклора, основоположник сравнительной уралистики, писал о платках-покрывалах, которыми укрывались с головы до пят. Этим обычаем обские угры выделялись среди всех народов Сибири, и что особенно поражает: так же носили платки и покрывала народы Передней Азии[1].

Супружеская пара, ваховские ханты. Платок в мужском и женском гардеробе
Фото: У.Т. Сирелиус, 1899
Рисунок 34
Н.Е. Краснопеева демонстрирует способ ношения платка как покрывала
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
Фото: С.А. Ремизов, 2019
Рисунок 35

Самый необычный способ ношения платка, встречающийся только у восточно-хантыйской культуры на р. Вах, причем как у женщин, так и мужчин – в роспуск, когда два соседних угла завязываются под подбородком, а два других свисают на спину. У женщин большие платки свисают до пят.

Бахтиярова Варвара. Ивдельские манси. Способ ношения платка как покрывала в роспуск. 1956
Рисунок 36

Платок накидывали на голову, подогнув по ширине на 1/3–1/4, опустив два угла по плечам (для удобства их часто закидывали за плечи) и два по спине или так же, но свернув на угол.

Способ ношения платка как покрывала
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
Фото: С.А. Ремизов, 2019
Рисунок 37
Способ ношения платка как покрывала
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
Фото: С.А. Ремизов, 2019
Рисунок 38

Ношение платка, сложенного по диагонали и накинутого на голову, не завязывая, – самый распространенный способ у обских угров. Платок накидывали на голову, опуская не завязанные концы на грудь.

Традиционный способ ношения платка, сложенного по диагонали
Рисунок 39
Способ ношения платка, сложенного по диагонали и накинутого на голову с незавязанными концами на груди
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
Фото: С.А. Ремизов, 2019
Рисунок 40
Способ ношения платка, сложенного по диагонали и накинутого на голову с незавязанными концами на спине
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
Фото: С.А. Ремизов, 2019
Рисунок 41
Способ ношения платка, сложенного по диагонали и накинутого на голову с незавязанными концами на спине
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
Фото: С.А. Ремизов, 2019
Рисунок 42
Способ ношения платка, сложенного по диагонали и накинутого на голову с незавязанными концами на плечах
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
Фото: С.А. Ремизов, 2019
Рисунок 43

Сосьвинские манси концы платка заправляли за спину. Свободное спускание платка на плечи и заправление его концов за спину, образуя на плечах некоторую округлость, зафиксировала З.П. Соколова у ханты д. Тугияны Белоярского района.

Свободное спускание платка на плечи и заправление его концов за спину с образованием на плечах некоторой округлости
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
Фото: С.А. Ремизов, 2019
Рисунок 44

Восточные ханты свернутый небольшой платок завязывают под подбородком. При этом платок напущен на лицо.

Наименование, название: Фотография цветная. Жители поселка Варьеган (Нижневартовский район). Способ ношения платка у восточных ханты
Автор: Бардина Раиса Калистратовна
Дата создания: 2003
Материал, техника: фотопечать
Размер: 10*15 см
Рисунок 45. ХМЭМ-782/29

Платки любых размеров перекрещивали под подбородком и завязывали сзади на шее.

Наименование, название: Фотография цветная. Жители поселка Варьеган (Нижневартовский район). Ношение платка у восточных ханты, завязанного под подбородком и на шее за спиной
Автор: Бардина Раиса Калистратовна
Материал, техника: фотобумага, фотопечать
Размер: 10*15 см
Рисунок 46. ХМЭМ-782/28
Способ повязывания платка, перекрещенного под подбородком и завязанного сзади на шее
Фото: С. Анашкевич
Рисунок 47

На Васьюгане концы платка завязывались сзади, прикрывая лоб до бровей. Узел могли расположить ближе к уху или чуть ниже макушки (на цыганский манер). В других группах это способ встречается реже. Девочки лоб не закрывали.

Свободное спускание платка за плечи и завязывание его концов за спиной
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
Фото: С.А. Ремизов, 2019
Рисунок 48
Способ ношения двух платков
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
Фото: С.А. Ремизов, 2019
Рисунок 49
Ношение платка в комплекте с налобным украшением
Фото: С. Анашкевич
Рисунок 50
Платок в комплекте с налобной повязкой
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
Фото: С.А. Ремизов, 2019
Рисунок 51
Ханты начала XX века глазами Алексея Галкина. Наряды женщин ханты
Рисунок 52

Внутри помещения, когда не нужно прятать лицо, женщины завязывали платок на затылке, располагая узел под свободно спадающим углом.

Ношение платка внутри помещения
Рисунок 53

У манси Северной Сосьвы платок аккуратно закрывает лоб, подворачиваясь складочками по краям лица.

Способы ношения платка у северных манси
На фото Мария Сергеевна Мерова, Аксинья Степановна Мерова – северные (сосьвинско-ляпинские) манси
Рисунок 54

Платок накидывали на голову, предварительно свернув углом, так, чтобы были видны две каймы с кистями.

Явров Иван Петрович с дочерью Пелагеей
Конец первой половины XX в., д. Пугоры, Березовский район
Рисунок 55

На Конде маленькие платки завязывали, сложив углом, и концы завязывали на затылке, выпустив «лепесток» поверх узла.

Все время траура платок носили вывернутым наизнанку. Поверх него надевали другие платки. По окончанию траура, платок уносили в лес.

Зимой женщины повязывают одновременно несколько платков, вкладывая их один в другой.

Ношение платков зимой
Фото: С. Анашкевич
Рисунок 56

Женщины Тромъёгана носят одновременное сочетание головного и наплечного платков. Один платок повязывают на плечи, перекрещивают на груди и завязывают на спине. Другой платок – на голове и завязан сзади на шее. Толстые платки при езде на нартах не носят, с них не повернуть головы.

Ношение платка на Тромъегане
Рисунок 57

Жертвенные (пожертвованные) платки являются еще и важной частью костюмов духов-покровителей.

В романе Еремея Айпина «В поисках первоземли» герою на исходе дня Месяца Увядания Листьев и Трав явилась посланница Небесного отца. Одета она была «в платье и платок одного, светло-зеленого цвета – цвета светлой коры молодой осины с квадратиками из белых тонких линий. Платок на голове завязан особым образом – с острым, конусообразным верхом, напоминающим шлем. ... В ее одеянии две невиданные вещи запомнились сразу: мальчик не видывал ткани такого цвета и с таким рисунком, и платок, завязанный таким, особым способом. Такого цвета платья не носили и так не завязывали платки земные женщины».


[1] Для справки: Передняя Азия – географический регион, включающий в себя с политической точки зрения три региона – Ближний Восток (без Африканской части), Средний Восток и Закавказье (Южный Кавказ). Переднюю Азию еще называют своеобразной «колыбелью мировой цивилизации», именно здесь на заре цивилизации возникли очаги древнейшей культуры.