1987 год. Среди процессов, которые происходят в это время в обществе, казалось бы, взаимоисключающие друг друга планы, идеи, проекты. С одной стороны перестройка – время, когда идет ломка всего советского, активный всплеск гласности и роста национального самосознания. В Ханты-Мансийске идет поиск способов сохранения уникальной традиционной культуры коренных жителей округа, демонстрации ее уникальных образцов и трансляции народных знаний. С другой стороны, сохраняются сложившие в советское время важные даты, к которым готовились заранее. 1987 год советского образца – это год 70-летия Великого Октября. К этому времени относится строительство парка-музея, который сегодня всем известен как Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа».
В официально опубликованных биографических сведениях о Геннадии Райшеве об этом событии лаконичная фраза: «1987. По инициативе Ю. Шесталова, возглавлявшего Дом народного творчества, Г. Райшев создает комплекс традиционных культовых скульптур в Этнографическом музее под открытым небом "Торум Маа» в Ханты-Мансийске».
Сам Геннадий Степанович так вспоминал об этом периоде: «Один из основателей Дома народного творчества, мансийский поэт и писатель Юван Николаевич Шесталов просил меня оформить святилище «Торум Маа»...
Во-первых, монументальная деревянная скульптура – не жанр, в котором работал Геннадий Степанович. Среди его монументальных работ в области объектов дизайна городской среды – эскизы и выполненные по ним мозаики фасада и оформление интерьера Дворца культуры «Октябрь» в Ханты-Мансийске (1977). Но это не монументальная скульптура.
Во-вторых, с 60-х годов художник не жил в округе, наезжая в родные места в составе экспедиций в Чеускино (1965) Сивохребт (1967), на Аган (1969), открывая авторские выставки графики в Ханты-Мансийске и Сургуте (1973).
Немаловажно и табу, существовавшее у коренных народов испокон веков: не изображать и ни с кем и ни с чем не сравнивать своих больших и малых покровителей, это, в-третьих.
Находим ответ на вопрос – «почему?» в цитате народного этнографа Татьяны Александровны Молдановой, которая много сделала для того, чтобы творчество Г.С. Райшева было доступно зрителям:
«У хантов есть миф, расшифровка которого говорит о том, что эти народы вполне осознанно выбирают установку, согласно которой наиболее истинным является не сознательное получение знаний, а бессознательная мудрость. То есть они уходят вглубь той энергии, которая идёт от предков. Для этого ханты практиковали ритуалы, инициации, расшифровку сновидений и многие другие приемы. Но чтобы уйти в тот мир, который непонятен и сложен, в котором один образ переходит в другой, нужно обладать большой внутренней силой, далеко не каждому это доступно. Поэтому в традиционной культуре существовали своеобразные столбы, которые указывали, что дальше идти нельзя. Шли только те люди, которые разбирались и которым это было по силам. Геннадий Степанович Райшев как раз и является человеком, идущим таким путём. Он уходит от осознанного знания, так как луч сознаний очень узкий. А иногда вообще бывает однобокий или кривой. Поэтому нужно периодически погружаться туда, где есть большая энергия, где сосредоточено очень много всевозможных чувств, образов, ощущений. Но нужно суметь передавать свои впечатления тем языком, который понятен нашему современнику. И Геннадий Степанович умеет это делать».
Создание композиции ритуальных скульптур в музее «Торум Маа» – единственный известный опыт в этом виде искусства в творчестве именитого художника Югры. Может быть поэтому Геннадий Степанович, который много и достаточно подробно рассказывал и писал о технике, цветовом решении, подходах, которые он использовал при создании своих больших и малых работ, чтобы довести свой замысел до зрителей, почти не оставил никаких разъяснений по истории создания идолов в региональном музее. И теперь уже не спросишь.
И все же...
Геннадий Степанович не придавал особого значения характеристикам, которые дают художникам искусствоведы. Он считал, что грани творчества достаточно условны, они скорее всего образуются от применённых средств. «Поэтому один раз я сделал мозаику, один раз – резьбу, несколько раз серьёзно поработал над акварелями …Какова содержательность образа, таковы и средства. Пикассо, например, пользовался всеми возможными средствами, потому что прекрасно знал изобразительные возможности и находил всё больше и больше тех средств, о которых часто даже не подозревали другие художники…И у меня – так же… Когда возникает особый образ, то он часто побуждает к каким-то непредсказуемым решениям... И я за ним следую...»
Образы рождаются от определенных, видимых, знаемых нами предметов. Такими предметами являются древние идолы, которые как раз и были образами умерших, почитаемых людей... Идолы – антропоморфные фигуры всеобщих и местных духов, которые отражают представления обских угров о мироздании, основополагающие категории бытия – представления о добре и зле, здоровье, благополучии, жизни и смерти.
Очевидно, получив предложение оформить святилище «Торум Маа», поиск изобразительных средств привел художника от мифологических воззрений ханты к образам идолов, которые в знаковой форме покажут многообразие духовной жизни коренных народов Югры.
«Я изучил много литературы о мифологических воззрениях ханты, – пишет художник. Особенно полезной стала книга этнографа С. В. Иванова… Круг божеств ханты широк: от общинных духов – хозяев воды, леса, промысловых угодий, до самых сильных всеобщих богов. Поэтому я решил сделать комплекс работ одноголовых скульптур и «семиголовика» – идола, на котором высечены семь лиц, одно над другим. Начальный божок – он широколицый – олицетворяет маленького, бытового человека; последний идол с удлинённой головой возвышается над остальными, смотрит на небо. Я хотел, чтобы люди видели, как перерождаются мысли от мелких, бытовых к возвышенным».
«Семь изваяний Духов Предков, сотворенных Геннадием Райшевым по заказу директора Дома творчества Ювана Шесталова». Фото 1987 г. Опубликовано: Шесталов Ю. «Шаманские тайны откровения слова «Русь». – Ханты-Мансийск, 2011. – С.176.
«Загадочно смотрят семь идолов на кострище перед капищем. Капище притаилось под кедром-великаном. Капище белое. И ножка его белая. И лесенка белая. Не успели еще почернеть от времени. Срубили капище вместе с идолами недавно. Идолы тоже свежерубленные. У всех у них были разные головы, разные лица. Выше всех семиголовый. Так и кажется, что он будет больше всех орать и требовать жертв» – такой поэтический образ зафиксировал в своем рабочем дневнике Юван Шесталов, когда 12 сентября 1987 года в день городского субботника были завершены работы по созданию комплекса ритуальных скульптур в музее.
Рабочий дневник Шесталова Ивана Николаевича. 1987 г. Датировка: 1987-1989. Страницы из дневника. Место создания: СССР. Из фондов Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа».
6 листов с эскизами идолов, с размерами, краткими пометками и указаниями по их исполнению сохранились в архиве музея. Эскизы не имеют подписи их автора, но то, что они принадлежат руке Геннадия Степановича Райшева, подтвердила искусствовед и исследователь творчества югорского художника Наталья Николаевна Федорова.
Святилище в Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа". Фото 2015. Архив музея
В идолах Геннадия Райшева – его понимание культурной памяти. Его идолы в открытой экспозиции музея – это хранители, стражи и защитники таинственной и сокровенной реальности.
Егоров М.В. Деревянные монументальные антропоморфные скульптуры (идолы) в лучах солнца.1998. Фонд Этнографического музея под открытым небом "Торум Маа".
Художник считал, что для человека очень важно иметь свое место, с которого можно обозревать землю и иметь связь с космосом. Именно такое место связи человека традиционного с космосом, с миром духов Земли Югорской создано Мастером в музее «Торум Маа». Святилище – это значимая, весомая, не единственная точка взаимодействия Мастера с музеем.