СВЯТИЛИЩЕ

«Священный уголок с композицией из семи идолов заслуженного художника Г.С. Райшева и священным амбарчиком, срубленным Н.Л. Волдиным за годы существования музея «Торум Маа» завоевал истинное уважение и почитание как у представителей коренной национальности Ханты-Мансийского округа, так и у жителей города и многочисленных гостей других национальностей. Люди сюда идут с дарами, тканями, ленточками и даже ценными шкурками. Ханты и манси здесь нашли место поклонения духу реки Оби Ас Тый Ики, которое находилось когда-то в районе поселка Белогорье. Здесь они проводят церемонии жертвоприношения» – так обозначено действующее святилище обских угров на территории музея «Торум Маа».

И действительно, при упоминании трех слов «Райшев и Торум Маа» – у человека осведомленного сразу возникает в памяти созданная югорским художником монументальная скульптурная композиция, которую мы сегодня называем СВЯТИЛИЩЕМ.

«Очень важно иметь свое место, с которого можно обозревать землю и иметь связь с космосом».

Г.С. Райшев

Image

Для чего нужны идолы?

Для художника в идолах заключено осознание человеческого мышления, этнических особенностей восприятия природы. Идол делается как овеществленное состояние духовности. Через это изображение мы обращаемся к самому себе.

Этого богатыря я внутри ощущаю, как нечто легендарное, имеющее отношение к большому прошлому. И поэтому он как бы видит нас из прошлого.

  • …здесь образуется обратная связь. Я наблюдаю, я вижу этот прошлый мир и в то же время чувствую, что и он наблюдает за мной.
  • Идол принадлежит двум мирам – отделённому миру Космоса и Земле, с которой он составляет одно целое.
  • «У него две ипостаси: защищать свой народ – это земное, а когда он наблюдает из отдалённого другого мира за происходящим на Земле, то становится космическим, божественным существом…Что происходит и с нашим существованием – каждого из нас. Человека живущего мы воспринимаем иначе, чем человека, который ушел. Он становится более значительным…»
Image Архитектурная форма «Идол 1»
Image Архитектурная форма «Идол 2»
Image Архитектурная форма «Идол 3»
Image Архитектурная форма «Идол 4»
Image Архитектурная форма «Идол 5»
Image Архитектурная форма «Идол 6»
Image Архитектурная форма «Идол 7»
Image Архитектурная форма «Идол 8»
Image Архитектурная форма «Идол 9»