«Это аллегория истории, от древности до современности. От абстрагированного идола, бога, от человекоподобия до конкретного человека».
Г.С. Райшев
Однажды побывав на одном из семи холмов в Ханты-Мансийске, где сегодня находится музей Торум Маа», забыть его уже невозможно. Так и с Геннадием Степановичем. Музей продолжает привлекать его после создания ансамбля монументальных скульптур, становится источником вдохновения и творческих сил. Об этом состоянии художник писал: «Все время возникают новые состояния, новые ощущения и вариации… Творческая фантазия породит еще немало образов… Потому что такова жизнь, она все время созидает что-то новое …». В том же 1987 году Райшев пишет «Портрет Ювана Шесталова» и парный к нему «Идол Шесталова», которые хранятся в фонде филиала "Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева" бюджетного учреждения «Государственный художественный музей».
Райшев Г.С. Идол Ю. Шесталова. 1987. Холст, масло. :80х60,5. Место создания: Свердловская обл., г. Карпинск.
В 1989 году написана картина «На семи холмах», в которой связь с территорией музея «Торум Маа» прочитывается очень четко.
Райшев Геннадий Степанович. На семи холмах. 1989. Холст, масло. 90,2х100,7.
Холмы в творчестве Геннадия Степановича Райшева – особая тема. В полотнах художника холмов много. Это и «Югорская легенда» (1986), в центре которой – гора, населенная живыми людьми – салымскими, пимскими казымскими, саранпаульскими… И еще тени-скульптуры и идолы-скульптуры. Это «Райский уголок» (2002) – солнечная страна, над которой распластался знак Торума… Этот перечень можно продолжать. Конкретные холмы на картинах – ханты-мансийские, но есть и другие возвышенности – сивохребтские или аганские, какие угодно… Они в картинах Райшева сочетают два начала – очень обобщенное и очень подробное. Но подробности эти не натуралистического, а образного плана.
Рассматривая картину «На семи холмах» в ряду других картинных композиций, искусствоведы отмечают, что в них художник через знаковость формы и цвета запечатлевает большую протяженность пространства и времени, используя принцип изображения «от знака до живого». В знаковых силуэтах людей узнаются реальные персонажи, знакомые Геннадию Степановичу, живые люди из родных мест, портреты семи профессиональных мастеров народов ханты и манси - семи вершин «преобразовательной» деятельности. Художник сам это подчеркивал в своих комментариях: «Создана специально для того, чтобы зафиксировать деятельных людей культуры. Здесь Шесталов, Айпин, Тарханов, Микуль Шульгин, Волдин, Шешкин, свой образ вставил. Сделал такую вырезку как бы на той же самой Ханты-Мансийской горе». Они легко прочитываются. «Но вместе с тем портретная установка сливается с какой-то иной. Каждый человек здесь выступает вроде бы не от самого себя, а как сосредоточие слитой с ним родной окружающей природы, олицетворением некоего «гения места»…».
В одной из публикаций, посвященных Геннадию Степановичу Райшеву, его назвали художником быстрой кисти. Наверняка, это не так, но «быстрой кистью» Геннадия Степановича созданы три небольшие картины «Торум Маа», из серии «Ханты-Мансийск. Весна», написанные с натуры 13 мая 2000 года .
«Я просто походил по Ханты-Мансийску и ранний снег, оставшийся снег стал меня побуждать к тому, чтобы написать этюды, в которых его яркость держала бы всю картину, - вспоминал художник. - Вот так я начал делать эти работы. Даже не выбирая какие-то интересные сюжеты, а просто замечая, проходя мимо, какие-то кусочки оставшегося Ханты-Мансийска – дома частные, дома барачного типа, какие-то интересно покрашенные домики, березы, кедры, хозяйственные постройки… Ходил и на семь холмов, где находится «Торум Маа», написал несколько кедров».
Геннадий Степанович комментирует каждую из картин: на первой «соединились два момента – то, что внизу и то, что вверху… Получился пейзаж, состоящий из двух начал… Громадный кедр и дом, который выглядит маленьким, приземленным, прилепившемся к Земле… А кедр – это мощная зелень, которая буквально взорвалась и вышла на простор.
На другой картинке – впадина… Там кедры, елочки и в глубине – снег…
На третьей картине - домик, идол и громадный-громадный кедр, разлапистый… и беленькая ленточка, привязана на кедре... И всё… Чувствуется тишина, особое благостное состояние и освященность земли».
Живая натура, написанная быстрой кистью, скромная и величественная. «В этой скромности я вижу такую прелесть, такое удивительное состояние, которое почти нельзя передать!.. Ты здесь родился, и все эти простые картины природы благостно действуют тебе на душу. И я бы хотел, чтобы они так действовали – не эффектно, а имнно благостно действовали на душу…Чтобы этот ритм чувствовался, чтобы он был зафиксирован вот этими простыми скромными красками... Хотя скромность использованных красок не так уж проста».
Совсем другой стиль и другие эмоции на картине «У кедра», написанной через десять лет, в 2010 году. Картины, которую Геннадий Степанович Райшев подарил музею «Торум Маа» в год его 25-летия. Кстати, единственной в фонде регионального этнографического музея. Излюбленный художником холм с возвышающимся в центре поляны кедром. Люди в масках пляшут, обходя кедр по кругу. На переднем плане – зрители.
Райшев Г.С. Картина "У кедра". 2010. ДВП, масло. Фонд Этнографического музея под открытым небом "Торум Маа".
В своем творчестве Г.С. Райшев стремился изобразить Верховных Божеств, которые связывали бы земной материальный мир с миром небесным, духовным. И в поиске знаковой выразительности форм, цвета, образа обращался к объектам любимой им Природы.
«Я по-своему вижу, я осознаю дерево как символ, который много раз использовался человечеством. Как родовое дерево, культовое дерево… Любуюсь деревьями и понимаю, что без этого знака на Земле не возникает какого-то значимого объекта, на котором можно зафиксировать своё внимание, с которым можно олицетворять своё внутреннее состояние» - из рассуждений художника.
Изображенное в центре композиции «У кедра» величественное дерево, притягивающее взгляд формой, лентами, цветом, плотно прорастает корнями в землю и при этом макушкой тянется к небу – это портал, связывающий земной мир с миром духов. Сама земля изображена полусферой, которая воспринимается как гора, как холм, который в традиционной культуре издревле является местом поклонения. А населенный людьми, движущимися в ритмичном танце вокруг кедра – создает еще один образ, имеющий отношение к ритуалу. На картине не иллюстрация этнографического материала, а, как комментировал художник: «здесь условно обозначен медвежий праздник. При всей условности он похож – характером движения танцоров, … на кедре повязаны ритуальные ленточки…. Эта условность говорит не о прямом, а поэтическом видении. Представлен поэтический образ, а не документальный».
Картины Геннадия Райшева, навеянные одним из священных холмов столицы Югры, создают живописное сказание о музее традиционной культуры народов Север и возводят музей «Торум Маа» в ранг гения места. А его картины, навеянные одним из священных холмов столицы Югры, создают живописное сказание о музее традиционной культуры народов Севера.