
Геннадий Степанович, великий старик, личность мирового масштаба, мудрец, шаман, учитель, никогда не жалел времени на беседы со зрителем, посетителем. К нему в мастерскую ходило столько народа на экскурсии, отвлекали разговорами. Но он ни разу никому не отказал. Бросал кисти, беседовал, показывал, отвечал на вопросы. А когда люди уходили, снова брался за работу.
Для зрителей, как знакомых с творчеством Райшева, так и незнакомых с ним, каждая встреча с художником оказывается неожиданной и запоминается навсегда. Райшев как-то по-особенному видит все окружающее, мир его картин на первый взгляд кажется странным и непонятным, одновременно завораживающим.
А погружение в этот мир его индивидуального восприятия, его творчества – это всегда откровение и всегда открытие. Особенно, если это погружение сопровождает сам Мастер. Существует мнение что чем люди больше по своему внутреннему миру, тем они проще, доступнее. Внутри у них – любовь к людям. Это становится в них главным.
Геннадий Степанович в беседе захватывает внимание собеседника и в этом очень схож со сказителями эпических былин, слушая которых, как считают коренные жители Сибири, замолкают не только люди, но и вся природа.
Встреч с художником у посетителей музея «Торум Маа», его сотрудников было немного, но все они остаются памятными и незабываемыми...
Геннадий Степанович был участником первого обрядового праздника «Медвежьи игрища» на экспозиции под отрытым небом музея «Торум Маа». Не только...
Г.С. Райшев на Медвежьих игрищах в Этнографическом парке-заповеднике. Фольклорный фестиваль финно-угорских народов. Ханты-Мансийск, июнь 1990.
В гости к Райшеву приходят участники крупных мероприятий музея «Торум Маа». Приходят, чтобы услышать художника, увидеть его произведения его глазами...
Художник - участник юбилеев музея и представитель своего народа
На первой Музейной ассамблее, посвященной 25-летию музея «Торум Маа». Ханты-Мансийск, 2012.
В 2019 году художник стал героем выставки «В созвездии Сургутской «красной» школы» из цикла «История семьи в истории страны. След прожитой жизни». Выставки, в которой семьей стала школа, пестовавшая своих воспитанников, а главными героями - «однокашники» Сургутской «красной школы»: Райшев Геннадий Степанович, Белобородов Валерий Константинович и учитель всей их жизни Знаменский Аркадий Степанович. Для Геннадия Степановича эта выставка стала хорошим, эмоциональным воспоминанием детства. Теплые воспоминания навеяли фотографии из школьного детства художника, с удивительной точностью помнящего практически каждого из школьных товарищей, запечатлённых на старом снимке. С ностальгической благодарностью вспомнил Геннадий Степанович домашнее музицирование их «Учителя жизни», Аркадия Степановича Знаменского, когда они, тогда ещё мальчишки Геннадий Райшев и Валерий Белобородов, находились в гостях у учителя или, стоя на улице за забором, улавливали нежные звуки рояля. На другой выставочной площадке, представляющей основные вехи рождения и становления музея, среди предметов этнографии, событийных фотографий с особой трогательностью Геннадий Степанович вспоминал, как и с кем в четыре руки создавались сакральные монументы – идолы, как рождались эти творения, вопреки всему и вся.
Г.С. Райшеву принадлежат программные слова, характерные для всех представителей творческой интеллигенции Ханты-Мансийского округа: «Я знаю, на какой земле я родился, как первый солнца луч меня осветил, дал собственное зрение видеть кругом. То, что встретило меня в этой жизни, стало источником любви. Вода, трава и утки, облака, люди и их сказки. Это основа, на которую можно опереться в творчестве».
Творчество Геннадия Степановича гениально. Он изображает все, что хочет, не только видимое. Он преображает пространство, в котором находится. И те смыслы, которые скрыты в его работах, может быть, не всем доступны, но это искренний внутренний мир художника, его душа. Хочется приходить к нему, чтобы его идеи отозвались в душе, чтобы открывать себя вместе с ним. Чтобы не только смотреть, но и ВИДЕТЬ...