Станция Беллинсгаузен
Наименование | Координаты | Зимовочный персонал, количество | Период работы, год основания | |
Широта | Долгота | |||
Беллинсгаузен | 62 ° 12' | 58 ° 58' в. | 11-38 | 22 февраля 1968 г. |
Она была построена участниками 13-й САЭ на юго-западной оконечности острова Кинг-Джордж (Ватерлоо), входящего в группу Южных Шетландских островов, на высоте 16 м над уровнем моря и открыта 22 февраля 1968 г.
Климатические условия здесь более мягкие, чем в районах расположения других советских антарктических станций. Средняя годовая температура воздуха около – 4 °С, в зимние месяцы морозы могут достигать – 27 °С, но даже в середине зимы бывают оттепели.
Летом температура воздуха поднимается до 6 – 8 °С. Небо почти все время затянуто облаками. Осадки в виде дождя и снега выпадают почти каждый день. Средняя годовая скорость ветра около 7 м/с, максимальная – до 30 м/с.
В комплекс сооружений станции Беллинсгаузен, которые расположены на свободном ото льда участке на берегу ручья, вытекающего из озера Китеж и впадающего в бухту Ардли, входят электростанция, радиостанция, аэрологический павильон, где установлен радиолокатор, пункт приема спутниковой информации и другие служебные помещения.
В соседней бухте расположена нефтебаза с емкостями 6 тыс. м2. Электростанция оборудована тремя дизель-генераторами мощностью 75 кВт каждый. На станции Беллинсгаузен ведутся аэрометеорологические, океанологические и геофизические наблюдения, а также биологические и медицинские исследования, осуществляется прием спутниковой информации.
Кроме того, она служит базой для полевых маршрутных исследований на острове. Снабжается экспедиционными судами.
Обратный адрес – станция "Беллинсгаузен"
Небольшой южнополярный остров Ватерлоо вблизи Антарктического полуострова до последнего времени мало кто знал, кроме специалистов-географов да капитанов дальнего плавания. Теперь же его название довольно часто упоминается в газетах, журналах, передачах по радио. Узнали его и любители полярной филателии.
Дело в том, что на острове 13-й Советской антарктической экспедиции создали новую южнополярную станцию "Беллинсгаузен". Названа она так в честь знаменитого русского мореплавателя Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, который вместе с другим известным мореплавателем нашей Родины, Михаилом Петровичем Лазаревым, во время кругового плавания на шлюпах "Восток" и "Мирный" в 1819-1821 годах открыли Антарктиду.
Это – первая советская южнополярная станция, которая расположена на западной Антарктиде. Вначале станцию предполагали создать на побережье Антарктического полуострова, но во время плавания было решено построить ее на пустынном острове Ватерлоо, находящемся севернее этого полуострова. И вот в феврале 1968 года станция "Беллинсгаузен" была создана. На флагштоке взвился государственный флаг нашей Родины. Возглавил маленький коллектив из одиннадцати зимовщиков опытный полярный исследователь Арнольд Богданович Будрецкий.
Мне удалось связаться по радио с антарктической станцией "Беллинсгаузен".
Беседа заходит на тему полярной филателии. Арнольд Богданович Будрецкий, начальник станции, сообщил, что как только станция "Белинсгаузен" была создана. На ней начали пользоваться почтовым штемпелем.
Вся погашенная корреспонденция для отправки ее на родину и в зарубежные страны были передана первому помощнику капитана дизель электрохода "Обь" Виктору Алексеевичу Ткачеву. И через моря и океаны письма отправлялись в Ленинград, Москву, Архангельск, Норильск, Новочеркасск и другие города. Участники экспедиции во время длительного рейса отправляли корреспонденцию и с дизель электрохода "Обь". На таких письмах на конверте с левой стороны ставился штамп с изображением пингвинов на фоне антарктического пейзажа, а внизу надпись: "Soviet Antarctic expedition". В правом нижнем углу – штамп: "13 САЭ ст. Беллинсгаузен". Конверт штемпелевался и с обратной стороны. На оттиске мы видим карту Антарктиды и экспедиционное судно. Вокруг надпись: "Советская антарктическая экспедиция. д/э "Обь".
Морская часть экспедиции началась с выходом д/э "Обь" из Ленинграда 18 ноября 1962 г. Вслед за ним 27 ноября впервые отправился в антарктическое плавание т/х "Эстония". Комфортабельный пассажирский теплоход Балтийского пароходства, построенный в 1962 г. по типу "Михаила Калинина", использовался в качестве вспомогательного транспортного судна. На "Эстонии" имелся свой фирменный конверт.
13 декабря "Обь" зашла в Кейптаун, где были получены письма из СССР. 27 декабря судно встало под разгрузку у Мирного. Затем, поработав у антарктических берегов, оно еще раз зашло 27 марта 1963 г. в Кейптаун, где снова забрало почту и газеты для 8-й САЭ. Прибыв в море Дэйвиса, "Обь" остановилась 19 апреля в тяжелых льдах: дальнейшее продвижение к Мирному оказалось невозможным – еще ни одно советское судно так поздно не приходило в этот район. Приземлившийся около "Оби" самолет ИЛ-14 принял на борт почту для Мирного. 22 апреля "Обь" из района Мирного взяла курс к родным берегам и 1 июня 1963 г. прибыла в Мурманск.
Теплоход "Эстония" закончил 20 января 1963 г. разгрузку у Мирного, взял курс на север и 22 февраля прибыл в Вентспилс. Перед 8-й САЭ стояла задача, помимо продолжения круглогодичных стационарных наблюдений в обсерватории Мирный и на станции Новолазаревская, – строительство созданной годом раньше геофизической обсерватории Молодежная (станция непрерывно действует с 14 января 1963 г.).